Что такое вендинговое оборудование. История появления в России
Вендинг – это реализация товаров с помощью автоматов.
Вендинг в России появился в конце 19 века. Применялся он для выдачи продуктовых товаров, например, шоколада. Первый торговый аппарат появился в Петербурге на углу Невского и Надеждинской. Торговый аппарат напоминал собой домик на чугунном основании, под черепичной крышей, который сразу окрестили «Домиком братьев Гримм». На видном месте красовалась надпись: «За опущенную в аппарат 15-копеечную монету полагается плитка шоколада».
Развитие вендинговых аппаратов
Долгое время вендинговые аппараты рассматривались не более чем дорогая игрушка, но интерес к вендингу и областям его применения увеличивался, внешний вид и конструкция оборудования совершенствовались. В наши дни, рассматривая промышленный вендинг, мы говорим уже о продукте, который востребован на рынке и который с 19 века прошел свой эволюционный отбор.
По оценкам аналитиков, объем мирового рынка промышленного вендинга в 2020 году составил $2,365 млрд, и, по прогнозам консалтинговой компании Fortune Business Insights, к 2028 году достигнет $4,164 млрд со среднегодовым темпом роста на уровне 7,5% в период с 2021 по 2028 год.
В то же время мы видим рост внедрения вендинговых автоматов по реализации средств индивидуальной защиты (СИЗ). По данным маркетинговой компании Nielsen, в России сегодня на каждые 500 человек приходится один вендинговый автомат. Годовой оборот рынка составляет $0,47 млрд. Несомненно, есть куда расти, в том числе осваивая новые сегменты вендинга.
В настоящее время п. 13 Приказа Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н устанавливает, что вести учет личных карточек выдачи спецодежды и СИЗ можно в электронном виде.
Все, что связано с расходами, должно находиться под контролем. Прозрачность и контроль – именно в этом и состоит основная задача вендингового оборудования.
Сами аппараты представляют собой автоматические устройства, которые выдают ТМЦ (товарно-материальные ценности) конкретному сотруднику по правилам и нормам, существующим на предприятии.
Вендинговый аппарат барабанного типа наилучшим образом подходит для целей выдачи СИЗ. Преимущества такого вида вендинга:
- отсутствие требований к упаковке товаров – ячейки барабана подбираются под размеры выдаваемых СИЗ;
- средства индивидуальной защиты легко закладываются в ячейки барабана;
- загрузка СИЗ в такой вендинговый аппарат не требует каких-либо дополнительных навыков.
Вендинговые аппараты барабанного типа имеют большой объем по загрузке СИЗ. Так, компания «Техноавиа» предлагает варианты вендинговых аппаратов на 448, 384 и 224 ячейки в зависимости от размеров самих ячеек.
Через автомат удобно выдавать СИЗ, которые сотрудник получает каждую смену или несколько раз в месяц. Например, респираторы, перчатки, беруши.
Промышленные вендинговые аппараты барабанного типа благодаря своей простой конструкции являются надежным и отказоустойчивым оборудованием.
Как это работает на практике
Закон разрешает применять вендинговое оборудование для выдачи СИЗ. При этом нужно соблюдать два требования: обеспечить персонификацию работника и автоматическое заполнение данных в электронную форму учета выдачи СИЗ (личную карточку учета СИЗ). Чтобы выполнить эти условия, вместе с аппаратами на предприятии заказчика вендингового оборудования устанавливают программное обеспечение (ПО), при помощи которого ведется учет и заполняются карточки учета СИЗ в электронном виде. Часто это ПО интегрируется с программой учета предприятия. Это программное обеспечение настраивают так, чтобы сотрудник получал СИЗ по нормам предприятия.
Процедура получения товара сотрудником максимально проста: идентификация работника осуществляется с помощью RFID-карты, которая, как правило, является пропуском сотрудника. СИЗы в аппарате хранятся в ячейках многоуровневого барабана. После идентификации сотрудник на экране аппарата видит список средств защиты, которые доступны ему по нормам, выбирает нужные СИЗ и забирает их из открывшейся ячейки.
После выдачи программное обеспечение аппарата учитывает, что и кому выдано, пересчитывает доступный по нормам остаток и параллельно автоматически делает запись в личной карточке учета выдачи СИЗ. Доступ к информации, которую формирует программа вендингового оборудования, есть у всех ответственных лиц предприятия.
Преимущества вендинговых аппаратов
Для работодателя – с вендинговым аппаратом больше не потребуется сотрудник для выдачи мелких расходных материалов, а работникам не придется надолго отлучаться с рабочего места, чтобы получить со склада необходимые им СИЗ.
Для работников – в вендинговом аппарате СИЗы доступны в любое время суток, а сам автомат может находиться в непосредственной близости от рабочего места сотрудника – для его установки нет особых требований к месту, кроме наличия розетки 220 В и сети Интернет. Автомат занимает мало места (менее 1 м2) и экономичен в потреблении электроэнергии.
Для службы охраны труда – это не только ликвидация бумажных носителей по выданным СИЗ, но и переход на удобный и оперативный инструмент информационной системы, в которой нажатием клавиши можно сформировать электронную личную карточку выдачи СИЗ по работнику, построить отчет о полученных СИЗ за выбранный период, сформировать диаграмму получения СИЗ подразделениями предприятия.
Кроме того, на предприятиях вендинговые аппараты используют, чтобы выдавать сотрудникам не только СИЗ, но также инструменты и другие материалы, которые нужно учитывать.
В век цифровизации применение службами охраны труда вендинговых аппаратов для выдачи средств индивидуальной защиты уже можно рассматривать как необходимость, чтобы качественно управлять процессом обеспечения работников СИЗ, смывающими и обеззараживающими средствами (СиОС) согласно установленным на предприятии нормам.
Применение вендинговых аппаратов позволяет повышать производственную культуру работников. Получая СИЗ или другую номенклатуру из вендингового аппарата, работник понимает, что все его действия попадают в информационную базу и доступны для просмотра его руководителю.
Как предприятие приходит к пониманию необходимости применения таких устройств?
О применении промышленных вендинговых аппаратов задумываются, когда приступают к реализации проектов, целями которых являются:
- контроль над расходами ТМЦ и материалов,
- увеличение производительности труда (всё всегда под рукой),
- сокращение трудозатрат складского и производственного персонала,
- оптимизация складских остатков,
- точность планирования.
Работу по обслуживанию и пополнению вендингового автомата можно отдать на аутсорсинг организации-поставщику.